Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


Дом - мир - правда
Как Дом, Мир и Правду показывает Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор»?

Беларусь Татьяна Бубен, Беларусь, 254693

Тема, которую предложил ≪Светозар≫, мне показалась очень интересной и в то же время сложной. В каком произведении русской литературы раскрываются темы дома, мира, правды? А когда я стала размышлять, то оказалось, что почти все русские писатели пишут об этом.

В своём сочинении я попытаюсь показать, как все эти понятия раскрывает Н.В. Гоголь в пьесе ≪Ревизор≫. Гоголь – очень необычный писатель, во всём у него свой подход. Вот и в ≪Ревизоре≫ он показывает, какими должны быть Дом, Мир и Правда, изображая противоположное тому, что должно быть.

Вот Дом – это весь уездный город. И что же мы видим? Посреди главной улицы ≪сорок телег мусора≫, везде беспорядок, улицы не метены. Каковы же здесь Мир и Правда? Жители города боятся своих ≪властителей≫ – чиновников. Если обратишься с жалобой – полицейский ≪для порядка≫ ставит синяки под глазами и правому, и виноватому! В суде грязь, гуси бегают, а судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и утверждает, что в этом нет ничего постыдного. А взятка в любом случае взятка, тем более что породистые щенки стоят дорого. Так что и в суде горожане правды не найдут. Может, губернатор поможет? Где там! Это первый взяточник и вор! Понятие ≪правда≫ ему незнакомо, ведь он казённые деньги, выделенные на постройку церкви, прикарманил, а в отчёте написал, что церковь построена, но сгорела. Земляника, попечитель богоугодных заведений, –ещё один преступник, ведь он на широкую ногу живёт за счёт средств, которые государство выделяет на бедных людей, которые болеют или не имеют дома. И все чиновники без зазрения совести ходят пировать за счёт богоугодных заведений. Ужасная картина!

Н.В. Гоголь, показывая нам отсутствие Дома, Мира, Правды в пьесе ≪Ревизор≫, говорит: так не должно быть!



Дорога домой – главный жизненный выбор человека

Молдова Алина Владинова, Молдова, 253893

Рассказ Константина Паустовского ≪Телеграмма≫ пронизан особой энергетикой, он заставляет сочувствовать чужой боли, проникнуться щемящей тоской о невозвратном, задуматься о месте человека в этой жизни.

Необычайно грустна осенняя природа, она как будто созвучна с жизнью одиноко доживающей свой век главной героини Катерины Петровны. Старый дом, холодная печь, нечищеный самовар, пыльные картины на стенах, соседская девчонка Манюшка да старый сторож Тихон – вот всё окружение пожилой женщины, интеллигентной дочери талантливого художника, когда-то вхожей в круг известных людей и бывавшей в Париже. С нынешней жизнью её связывает единственная тонкая ниточка – желание увидеть родного человека, Настю. Как пронзительно описывает автор одиночество пожилой женщины: слабый керосиновый ночник, без него не дожить до утра, деньги из почтового перевода, которые, кажется, пахнут духами Насти, стук в калитку в ночи, услышанный чутким слухом ожидающей своего ребёнка старой матери.

Совсем другая жизнь у Насти – яркая и насыщенная. Она занята работой в Союзе художников, решает творческие вопросы, организует выставку скульптора Тимофеева. Редкие письма матери для неё лишь неприятное воспоминание о ветхом доме, куда совсем не хочется возвращаться. Единственная от них польза: раз мать пишет, значит, жива и здорова. И даже последняя телеграмма от Тихона об умирающей Катерине понята не сразу…

Катерину Петровну похоронили, не дождавшись дочери. Замечательны слова Тихона, адресованные маленькой Манюшке: ≪…за добро плати добром, не будь пустельгой≫.

Забыв о маме, Настя взвалила на себя душевный груз, тяжесть которого с течением времени она начнёт понимать всё больше и больше. Это будет не осуждение людей, которого она так боялась, убегая из родного села ранним утром, а её одинокая старость. Не умеющая заботиться о самом близком и родном человеке, Настя вряд ли сможет научить состраданию собственных детей.

В рассказе ≪Телеграмма≫ Константин Паустовский обращается к нам, читателям, с посылом о том, что вся наша жизнь –это дорога домой, потому что долги родителям мы должны отдавать столько, сколько дышим, дорожить каждым мигом общения с самыми близкими и родными людьми, чтобы не сожалеть потом об ошибках, которые невозможно исправить.



Дом плюс Мир – это и есть Правда

Молдова Кирилл Блик, Молдова, 255526

≪Дом≫ – совершенно особенное понятие, очень важное для каждого человека. Помоему, это прежде всего семья – люди, без которых ты не представляешь свою жизнь и которых никогда не согласишься потерять. ≪Мир≫ – слово не только многозначное, но и бесконечно многогранное в каждом из своих значений: отсутствие войны, всё, что нас окружает; покой и радость, когда живы и здоровы все твои близкие. А Правду человек ищет всю свою жизнь.

Я уверен, что понятия ≪дом≫, ≪мир≫ и ≪правда≫ очень тесно связаны. Каждый ребёнок нуждается в тепле родного дома, в любви семьи, в которой он должен усвоить главные нравственные ценности и почувствовать себя защищённым. Такова основная идея рассказа Андрея Платонова ≪Никита≫.

В небольшом произведении очень просто и трогательно описаны волнения, мысли и фантазии маленького мальчика, который ≪в избе и на всём дворе оставался хозяином один≫. Отец на фронте, мать с утра до ночи работает в поле. ≪Ты не бойся, ты живи смирно один≫, – говорит она, уходя. А ребёнок не должен быть один! Он боится, и в его маленькой голове роятся всякие мысли. Стремясь узнать мир за порогом дома, Никита воспринимает его чужим и враждебным. Детская фантазия рисует страшные картины. ≪Незнакомые, злобные лица людей отовсюду… смотрели на Никиту≫. Мальчику страшно, ему хочется, чтобы родные были рядом. <…>

Мир вокруг Никиты меняется с возвращением отца с фронта. ≪От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй≫. Вся семья дома, больше нет войны, нет опасности и нет тревоги. И мир вокруг становится совсем другим. Маме, ему и их дому ничто не угрожает, понимает Никита. Мальчик уже видит в гвоздике ≪маленького доброго человечка≫. И отец объясняет сыну: ≪…гвоздяеловечка ты сам трудом сработал, он и добрый≫. А добрый Кит, узнав правду, так по-детски и поэтому так мудро предлагает: ≪Давай все трудом работать, и все живые будут≫.

Рассказ А. Платонова учит, что ≪запах хлеба и земли≫, радостный труд, тепло, добро как важнейшие ценности бытия обрести можно только в Доме, в котором царит Мир. Это и есть Правда, которую человек должен узнать в самом раннем детстве.

Нет и никого не будет роднее…

Беларусь Дарья Спорик, Беларусь, 254118

Все мы бесконечно любим своих родителей и считаем, что они самые замечательные. Для большинства из нас слово ≪мама≫ ассоциируется с теплом родного дома. Именно мама является нашим первым проводником в жизнь. Для меня родной дом – это место, где мелодичный, успокаивающий голос матери ласкает слух и создаёт ощущение безмятежности и защищённости. С родного дома начинается познание жизни. Именно здесь мы получаем первые уроки нравственности. Время не стоит на месте, мы взрослеем и покидаем родительский дом, уходя в самостоятельную, независимую жизнь. Но очень часто, в суете повседневных забот, у повзрослевших детей притупляется понимание того, что родители не вечны, и важность родного дома отодвигается на второй план.

Тему родного дома затрагивает в рассказе ≪Телеграмма≫ Константин Паустовский – великий мастер слова, чуткий писатель и мудрец, для которого истина и мораль – это красота мира и духовная чистота человека. Раскрывая эту тему, автор не только умело подчёркивает великую силу отчего дома, в котором всегда ждут, но и правдиво показывает последствия безразличного отношения к нему со стороны детей.

Рассказ Паустовского – это удар молнии, пронизывающий в самое сердце. Это напоминание о наших истоках, о важности родного дома и чувстве долга перед своими родителями. Небольшой по объёму, этот рассказ заключает в себе великий нравственный смысл, удивляет своей мудростью и поучительностью. Только Паустовский способен так талантливо и кратко описывать характеры своих героев. Чего только стоит разоблачающий эпитет ≪холодные глаза≫, которым автор раскрыл всю суть характера Насти. Рассказ, на мой взгляд, очень правдив и трагичен. Он буквально пропитан болью и заставляет серьёзно задуматься. Даже не знаю, чья боль сильнее: матери, которая терпеливо и трепетно ждала встречи со своей дочерью, или Насти, для которой её равнодушие обернулось невыносимой болью потери и бесконечными муками совести.

К сожалению, и сегодня такие ситуации – не редкость. В произведении поднимается вечная тема, существовавшая вчера и сегодня и ползущая, увы, в завтра.



Правдивые истории

Украина Елизавета Мараховская, Украина, 254610

В качестве ключевого слова я выбрала слово ≪Правда≫. ≪Фрески≫ Максима Яковлева прочитала на одном дыхании.

≪Фрески… Ведь этот термин связан с живописью≫, – думала я. Почему ≪Фрески≫? Маленькие истории и стихотворения в прозе записаны писателем сразу, по свежей памяти (как краской по свежей штукатурке). 56 коротких историй, таких разных и в то же время объединённых такими нравственными ценностями, как правдивость, честность, простота. Некоторые истории-стихотворения состоят всего лишь из нескольких строчек, но потрясают до глубины души.

О многом заставляет задуматься миниатюра ≪Человек не склонен к добру…≫. Автор пишет: ≪Так хотелось бы поспорить с этим! Но, озираясь вокруг, вынужден быть справедливым≫.

А история ≪Сушки≫! Это же миниатюра-чудо! Бредут лесом с прогулки поссорившиеся супруги, впереди – притихший ребёнок. Весна… Ещё снег в оврагах, и вдруг… куст орешника, весь в баранках! И записка: ≪Угощайтесь, люди добрые≫. Написано детским почерком на листочке в клетку. Все смеются, забывая о ссоре, прыгают, как дети, вокруг куста. Этот ≪безымянный, маленький дар любви≫ умилял, примирял. Автор говорит, что этот день будет вспоминать всю жизнь. Я думаю, прочитав эту историю, каждый захочет сделать для ближнего своего что-то доброе, бескорыстное. Это и называется: делать чудеса своими руками. <…>

А историю ≪Идиот≫ надо прочитать всем родителям. В электричке едут мама и ≪человек лет четырёх≫, её сын. Ребёнок что-то напевает, болтает ногами, чем досаждает мамочке. Мама оскорбляет его, называет ≪идиотом≫ и ≪дрянью бестолковой≫, а ≪идиот≫ улыбается виновато, ≪опускает голову, слушая оскорбления, и вздыхает легко и мирно≫. Автор, встречая его взгляд, ≪взгляд мудрейшего человека≫, восклицает: ≪Насколько же они умнее нас!≫ <…>

И каждая миниатюра – шедевр. ≪Фрески≫ напоминают людям, что они люди.


Жизненные ценности в повести В. Железникова «Чучело»

Беларусь Мария Самаль, Беларусь, 254520

Многие из нас живут в городах и деревнях, где есть много различных домов. Зачастую мы воспринимаем их как обычные постройки. Нам даже в голову не приходит, что у дома может быть своя особая жизнь, душа. Вот именно о таком доме рассказывает Владимир Железников в повести «Чучело». Это «старое, сложенное из крепких брёвен, совершенно почерневших от времени», строение. Оно выделяется на улице, как «суровый седой ворон», среди канареек и снегирей. Этому дому было более ста лет. Он был свидетелем многих исторических событий, был переполнен людьми разных поколений. Но в любую эпоху дом жил своей жизнью, пока не умерла его последняя хозяйка. Вот тогда «впервые дом оглох и ослеп».

Свежее дыхание в его жизнь внесли новые жильцы: Николай Николаевич Бессольцев, чьё детство прошло в этом доме, и его внучка Лена, которой в ближайшем будущем предстоит сделать выбор между правдой и ложью. <…> Над этими понятиями автор предлагает поразмышлять и читателю. Он показывает, что правда и ложь, да и отношение к ним, бывают разными. Когда одноклассники Лены решили прогулять урок и пойти в это время в кино, Дима Сомов сказал учителю всю правду, а вину на себя взяла Лена, понадеявшись, что Сомов наберётся храбрости и всё расскажет сам. Но Дима молчал. Молчал и в то время, когда одноклассники обзывали девочку чучелом, издевались над ней и практически «сожгли» её на костре. Всего лишь два слова Сомова спасли бы Лену, но тот их не сказал, потому что оказался жалким трусом…

Героиня повести «Чучело» существует как бы в двух мирах: один – с дедушкой, в старом доме, спокойный и счастливый, а другой – среди «деток в клетке», жестокий и беспощадный, люди в котором напоминают зверей. В конце повести Лене удалось снять с одноклассников звериные маски, заставив ребят взглянуть на мир другими глазами и задуматься над своими поступками.

Дом – Мир – Правда в повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

Казахстан Любовь Левитанус, Казахстан, 254723

Как только я увидела творческое задание на сайте «Светозара», я сразу поняла, что именно книга Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» подходит к теме «Дом – мир – правда в современной литературе». Именно эти три философских понятия проходят через всё произведение автора, образуя причинно-следственную связь и, как результат, трагический финал книги.

«Иметь дочь стало нашим главным желанием», – говорит главный герой. «Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!» – вторит ему Надюша. Долгожданная дочь Оленька вошла в их жизнь как подарок судьбы. Теперь всё в доме было подчинено одному – дать девочке самое лучшее. Родители превратились в «родителей Оленьки», отодвинув на второй план свои личные амбиции. <…>

Оленька училась в художественной школе, изучала итальянский, чтобы прочитать о гениях Возрождения на их родном языке, она часто и легко переходила на рифмы. «Вырос Боря нам на горе!» – пошутила однажды Оленька. А классного руководителя назвала «безумной Евдокией» и «накаркала» на свою семью. <…>

А правда в том, что виноваты во всём были родители Оленьки. Главный герой даже забыл своё имя, нам он не представился, так он растворился в заботах о дочери. «Слепая любовь» на протяжении «шестнадцати лет и двух месяцев».А. Алексин специально подчеркнул это, чтобы мы видели, как трепетно отец Оли относится к каждому прожитому месяцу жизни дочери.

Именно дом и семья, в которой росла Оля, сделали из неё морального урода. Родители сотворили себе кумира, который, по сути, и разрушил жизнь трёх человек…



Рассказать своему читателю только правду – и ничего, кроме правды

Узбекистан Шахзод Уразбаев, Узбекистан, 251536

Проблема войны и мира остается неизменно актуальной во все времена. Война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смирясь с ней. Таким городом в 1855 году был Севастополь. О тяжёлых месяцах обороны Севастополя рассказывает Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах». Происходящие события описываются особенно достоверно, так как Толстой являлся их очевидцем. И после того что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой цель – рассказать своему читателю только правду – и ничего, кроме правды.

Тему мира, по-моему, невозможно раскрыть, не описав все те ужасы, которые несёт людям война. Не прекращалась бомбардировка Севастополя. Требовались всё новые и новые укрепления. Матросы и солдаты трудились под снегом, дождём, полуголодные, полураздетые, но они всё равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с воинами в городе жили их жёны, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью.

Толстой описывает, как на время прекращалась стрельба для того, чтобы обе воюющие стороны могли убрать трупы. И именно тогда, видя друг друга, враги понимали, что все они – одинаковые люди, уставшие от войны, мечтающие о мирной жизни. Но через некоторое время всё возвращалось на свои места.

Прочитав эти рассказы, каждый из нас ещё раз осознает, что война несёт смерть всем, какой бы ни была эта война, чем бы ни была она оправдана. И каждый ушедший из жизни оплакан теми, кому он был дорог – дороже всего на свете.

Дом. Я открываю глаза…

Украина Ульяна Кузьменко, Украина, 254773

Книга, принёсшая мне настоящее эмоциональное потрясение, – роман современной писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Об этом произведении я узнала на уроке литературы. Учитель рассказывала нам о книгах – победителях российских премий и своих читательских впечатлениях. Гузель Яхина и её первая книга – лауреаты нескольких премий 2015 года.

Время событий романа – 1930–1946 годы. Наверное, самое трагическое время советской истории: раскулачивание  крестьян, созданиесистемы лагерей ГУЛАГа, Великая Отечественная война. Всё это проходит через жизнь и судьбу татарской женщины Зулейхи. Сразу скажу о главной мысли, которую я открыла, прочитав роман: переживая бытовую неустроенность, лишившись дома, мужа, будучи сосланной на поселение, Зулейха «открывает глаза», что значит – освобождается от вековых предрассудков своих предков, при этом остаётся верной нравственным законам человеческой жизни.

Вначале действие происходит в селе Юлбаш. Зулейха живёт в добротном доме мужа и свекрови. Дом – полная чаша. Он не только построен на совесть, но и внутренне выполнен в лучших национальных традициях. Счастлива ли Зулейха, живя здесь? Нисколько. Её жизнь протекает в тяжёлом физическом труде, в унижениях со стороны свекрови,  пренебрежении, выказываемом мужем, горе и страданиях, связанных со смертью четырёх дочерей. И при этом она рабски покорна судьбе, а к мужу даже испытывает благодарность.

История врывается в дом, который, очевидно, ждёт разрушение. Муртазу убивает «красноордынец», а Зулейху ждут другие «дома»: вначале временные (камера, вагон поезда, палатка в лесу), а потом 15 лет жизни в бараке и лазарете Семрука (поселения на Ангаре). Но именно здесь, как это ни странно, протекает настоящая жизнь женщины. <…>

Так где же человек живёт настоящей жизнью? От обитания в каком доме зависит его счастье? Наверное, всё-таки от людей, населяющих наш Дом. Именно в глухой тайге рядом с Зулейхой оказывается гениальный врач Лейбе, спасающий и её, и ребёнка. Петербуржцы Изабелла и её муж, стойко переносящие тяготы жизни вне цивилизации, прививают Юзуфу любовь к миру, языкам, культуре. Талантливейший художник Иконников передаёт ему своё мастерство. В лишённом привилегий, на которые он мог бы рассчитывать по роду деятельности, «красноордынце» Игнатове побеждают не революционные, а человеческие качества, и он помогает 16-летнему юноше бежать из Семрука.

Сумеет ли Юзуф построить Дом, в котором поселятся Любовь и Добро? Хочется думать, что да.

Мир во «Фресках»

Казахстан Асия Тлектесова, Казахстан, 254083

Среди произведений лауреатов Горьковской литературной премии я выбрала для чтения книгу Максима Яковлева «Фрески». Выбрала её «за утверждение нравственных ценностей в годы испытаний и потрясений». Теперь хотелось бы поделиться с вами своей редкой находкой в современной литературе.

«Фрески» – особенное творение, которое отличается своим жанром, стилем изложения, необычным названием. Книга состоит из маленьких рассказов. Каждая миниатюра – мгновенно и точно зафиксированная картина жизни. Лирические рассказы чередуются с юмористическими историями. Здесь и притчи, и семейные истории, и щемящие новеллы о «братьях меньших», и забавные случаи, и выхваченные из повседневной круговерти обрывки разговоров, и философские раздумья… Чьи-то бытовые драмы и «любви счастливые моменты». Одним словом, Максим Яковлев изображает наш внешний и внутренний мир. Изображает частями. Когда прочитаешь книгу, то все эти части, то есть «фрески», соберутся в одно целое, в общую картину мира.

И каков мир в этой книге? Мир – это жизнь людей. Мир – это состояние покоя и гармонии. Мир – это ценности и чувства героев. Мир – это место, где мы живём. И даже человек может быть целым миром для кого-то. Такие мысли появляются при чтении книги.

Читаешь «Фрески», и остаются в памяти все трогательные истории. <…> Мне запомнилась миниатюра «Потом», состоящая лишь из четырёх  предложений. Но они заставляют задуматься любого о смысле жизни. Автор сравнивает жизнь со сверхзвуковым самолётом. Это философские размышления автора о человеческой жизни, которая не повторится.

В форме монолога построена миниатюра «Не знаем», в которой автор описывает весенние чувства. Радость и восхищение дарит весна. Кругом «благодать»: «в небе синий рай». Все улыбаются, вздыхают. Живут в ожидании летних вечеров.

В каждую бы семью эту книгу. В ней – наша жизнь, наше время. В ней – разноликий мир. Книга Максима Яковлева учит не забывать о нравственных ценностях, видеть светлое, доброе, позитивное в нашей жизни.

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга